VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Финансовый кризис в России в 1998 году

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001967
Тема: Финансовый кризис в России в 1998 году
Содержание
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ «УНИВЕРСИТЕТ СИНЕРГИЯ»

Факультет электронного обучения

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине 
«Гражданское право»

на тему
«Финансовый кризис в России в 1998 году»


Работу выполнил студент
группы
ОБМн-1609МОгп
Направление подготовки:
Юриспруденция
Профиль:
Гражданско – правовой
Рафиков Евгений Александрович

Научный руководитель:
Бенина Светлана Владимировна

МОСКВА 
2018
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ  ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА	5
1.1 Понятие финансового кризиса	5
2.1 Типология финансовых кризисов и их происхождение	11
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА 1998 ГОДА	16
2.1  Экономическая ситуация в стране к 1998 г. и причины кризиса	16
2.2 Хронология развития финансового кризиса и методы его преодоления	27
ГЛАВА 3 ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА НА НАСЕЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ	32
3.1 Последствия кризиса и дефолта 1998 года в России	32
3.2 Уникальность кризиса в мировой истории	36
3.3 Посткризисное развитие российской экономики	37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	45



ВВЕДЕНИЕ
    Интегрируясь в мировую экономику, государства все более и более начинают испытывать на себе влияние внешних факторов. Неблагоприятная ситуация в отдельно взятой соседней стране может привезти к серьезным последствиям. Опрометчиво утверждать, что в современном мире нас не затронет один из самых важных экономических феноменов, пик которого приходится на конец 20 века – финансовый кризис.
    Финансовый кризис, потрясший Россию в 1998 году явился лишь небольшой частью мирового финансового кризиса. В ходе мирового кризисы для России решающим фактором оказалось то, что она относилась к странам, в котором рынок только зарождался. 17 августа 1998 г. правительство России и Центральный банк в числе прочих мер, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики заявили о временном прекращении выплат по государственным краткосрочным облигациям (ГКО).
    Последствия оказались непоправимыми: курс рубля упал в 2 раза, во столько же выросли цены. В течение короткого времени прекратили сове функционирование одни из основных банков, повысилась безработица, понизились доходы, а также снизился общий уровень населения. Кризис продемонстрировал неэффективность проводимых монетарных методов снижения инфляции, слабость реального сектора экономики, непродуманность фискальной политики. Его последствия серьёзно повлияли на развитие экономики и страны в целом, как отрицательно, так и положительно. Краткосрочные и долгосрочные последствия событий 1998 года до сих пор являются предметом споров и не имеют однозначной оценки.
    Таким образом, в настоящее время очень важно выявить причины кризиса 1998 года, объективно оценить его последствия и влияние на экономику и население страны с целью предотвращения развития кризисных явлений в будущем, смягчения их последствий.
    Актуальность выбранной темы  курсовой работы  заключается   в  том,  что изучение  финансовых  кризисов  в  условиях   постоянно   растущей   степени глобализации  финансов, огромных возможностей финансовых  рынков  и скорости движения капиталов, имеет исключительное  значение.  Подверженные  подобным явлением страны смогли бы избежать их повторения.  Это обусловлено и тем, что страны  функционируют в режиме  открытых   экономик,   следовательно, финансовые кризисы не могут иметь национальных границ.
          Целью данной курсовой работы  является:  уяснение  природы   финансовых кризисов и степени  их влияния на национальные  экономики в общем, а также причины и последствия финансового кризиса в России.
    Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть причины кризиса;
- обозначить хронологию его развития и предпринимаемые методы борьбы с кризисом;
- выявить последствия произошедшего кризиса для экономики России;
- рассмотреть развитие экономики России после кризиса.
    Работа состоит из трех глав. Первая глава рассказывает об основных понятиях финансовых кризисов. их влияния на экономику развивающихся стран. Во второй главе рассматривается, с чего начался и как развивался финансовый кризис, во второй главе анализируются его последствия и описывается современное состояние экономики после кризиса.
    Объектом исследования является российская экономика в период с 1998 года по настоящее время. В качестве предмета исследования выступают кризисные процессы в экономике, причины их возникновения и воздействие на состояние экономики государства и население страны.
    Основными источниками информации явились материалы периодических изданий, информационные ресурсы сети Интернет и данные Федеральной службы государственной статистики России. При работе над курсовой работой использовались работы российских специалистов: статья Г.О. Куранова о российской экономике, в посткризисный период, статьи Е. Козичева, И. Полякова и другие.
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ  ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
1.1 Понятие финансового кризиса
    Финансовым кризисом называют довольно разнообразные ситуации, в ходе которых некоторые финансовые компании или активы (например акции или облигации) резко теряют существенную часть своей стоимости.1
    Понятно, что финансовые кризисы в первую очередь поражают финансовый сектор экономики. Однако в силу того, что реальный сектор тесно связан с финансовым, в конечном итоге, такие  кризисы отражаются во всех сферах экономики и приводят к спаду производства, росту безработицы, снижению благосостояния населения и т. д.
    Развитие мировых валютно-кредитных отношений сопровождается вспышками финансовых кризисов. До образования мирового хозяйства финансовые потрясения охватывали национальные системы отдельных стран. В прошлом столетии в 30–90-е гг. они стали приобретать ярко выраженный международный характер, что является отражением происходящих структурных изменений в мировой хозяйственной системе.2
    Под международным финансовым кризисом понимается глубокое расстройство кредитно-финансовых систем в целом ряде стран, приводящее к резким диспропорциям в международных валютно-кредитных системах и прерывности их функционирования.3
    Финансовый кризис обычно в той или иной степени одновременно охватывает различные сферы мировой финансовой системы. Центром финансовых кризисов является денежный капитал, а непосредственной сферой проявления – кредитные учреждения и государственные финансы.
    Финансовыми кризисами чаще всего считают события, в результате которых финансовые активы (акции или облигации) существенно теряют свою рыночную стоимость. В качестве примеров финансовых кризисов приводят банковские и валютные кризисы, "спекулятивные пузыри" и пр. Кроме того, если в литературе XIX – начала XX в. финансовый кризис ассоциировался преимущественно с банковским кризисом, то позднее его понимание было расширено с учетом ситуации на фондовом рынке.4
    В настоящее время у экономистов нет единой точки зрения по поводу сущности финансовых кризисов. Ряд авторов считают, что финансовый кризис – это в первую очередь резко возросший дефицит оборотных финансовых ресурсов или ликвидности.
    Отдельные аспекты и направления финансовых кризисов рассматривались в трудах как зарубежных, так и отечественных экономистов:5
    •  проблемы ликвидности, финансового риска и финансовой стабильности, а также участия транснациональных банков в перераспределении кризисных процессов (М. Коули, Т. Сэндлер, О. Уильямсон);
    •  вопросы моделирования финансовых кризисов (М. Брукшир, Р. Каминнгз, Дж. Кэйджел, Ф. Найт, Э. Рот, В. Шульц, Й. Шумпетер);
    •  место и роль финансовых кризисов в подрыве экономической стабильности и общеэкономических кризисах (Б. Бернанке, А. Гринспен, Р. Каган, Ф. Мишкин, Ч. Моррис, Ф. Найт, Д. Розенберг, Г. Шинази);
    •  общие проблемы развития теоретических и практических аспектов финансовых и экономических кризисов (З. В. Атлас, А. А. Варга, В. В. Геращенко, Е. Ф. Жуков, Л. Н. Красавина, О. И. Лаврушин, ?. П. Радковская, Ю. А. Соколов, В. М. Фетисов, А. С. Цаголов, А. М. Тавасиев, ?. М. Ямпольский и другие).
    Финансовые и экономические кризисы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Однако в настоящее время отсутствуют обобщающие модели отдельных финансовых кризисов, включающие их структуру, страновые особенности, место и роль в возникновении экономических кризисов.
    Анализ наиболее значительных кризисов, по мнению многих специалистов, позволяет говорить о первичности именно финансовой их составляющей.
    Признаками финансового кризиса являются:6
    1) неустойчивость курсов ценных бумаг;
    2) нестабильность и падение курса национальной валюты;
    3) инфляция;
    4) рост дефицита бюджетов;
    5) взаимные неплатежи экономических субъектов;
    6) несоответствие денежной массы в обращении потребностям денежного обращения.
    В результате проблемы финансового сектора экономики отзываются в других секторах, кризис приобретает всеобщий характер, обретая новые черты:7
    •  нарастающий спад производства;
    •  рост объема нереализованных товаров на рынке;
    •  сильное падение цен;
    •  крушение системы взаимных расчетов;
    •  банкротство банков;
    •  разорение промышленных и торговых организаций;
    •  рост безработицы.
    В современной литературе выделяют следующие основные зависимости в финансовой сфере, влияющие на состояние экономики в целом:8
    1) между спросом и предложением финансовых ресурсов (как фактор, отвечающий за стабильность рынков);
    2) размерами транснациональных институтов и их участием в перераспределении кризисных экономических процессов;
    3) новыми финансовыми продуктами и ослаблением внимания к инвестиционным рискам;
    4) государственными и рыночными началами развития финансовой и экономической сфер;
    5) национальными и международными составляющими в финансово- экономических кризисах;
    6) финансовой устойчивостью и дестабилизирующими тенденциями в экономике.
    Многие исследователи финансовых кризисов едины во мнении, что природой финансовых кризисов последних десятилетий является отделение финансового (фиктивного) капитала от реального. Приоритетное развитие сферы финансовой посреднической деятельности и все более значительные вложения в эту сферу породили этот отрыв. Если в 1980 г. мировые финансовые активы (акции, корпоративные и государственные облигации, банковские вклады) были примерно равны мировому ВВП, то в 2007 г. первые уже превышали вторые в 3,5 раза.
    В XXI в. финансовый капитал стал господствующим видом капитала, а его основной формой – фиктивный капитал как следствие акционерного капитала, ценообразование на который происходит под влиянием особых специфических факторов, отличных от факторов ценообразования реального капитала. К таким специфическим факторам могут быть отнесены:9
    •  ожидаемые дивиденды, величина которых лишь косвенно зависит от эффективности деятельности компании;
    •  ставка процента;
    •  конъюнктура финансового рынка;
    •  инсайдерская информация;
    •  результаты нерыночного воздействия крупных корпораций;
    •  интересы крупных "игроков" (например, Финансовая система США, Международный валютный фонд (МВФ)), которые способны оказывать существенное воздействие на финансовые и, следовательно, экономические процессы.
    Кроме того, динамика цен финансовых активов находится под давлением избыточной ликвидности мировой экономики, которая также создается вполне "рукотворно".
    Следует добавить, что глобальная компьютеризация и развитие телекоммуникационных сетей создают основу для создания различных финансовых инноваций – производных финансовых инструментов (деривативов), появление которых еще больше увеличивает объем глобальных потоков финансового капитала.
    Формами проявления финансовых кризисов являются следующие явления:10
    •  обвальное падение валютных курсов;
    •  резкое повышение процентных ставок;
    •  изъятие банками в массовом порядке своих депозитов в других кредитных учреждениях, ограничение и прекращение выдач наличности со счетов (банковский кризис);
    •  разрушение нормальной системы расчетов между компаниями посредством финансовых инструментов (расчетный кризис);
    •  кризис денежного обращения;
    •  долговой кризис.
    Особого внимания в современном мире заслуживает вероятность того,  что дестабилизирующие эффекты финансового кризиса застигнут  нас врасплох,  так как они распространяются по международным каналам. Часто говорят о том,  что сегодняшние финансовые  рынки интегрированы до  беспрецедентной   степени благодаря современным технологиям коммуникаций  и обработки информации. Однако  есть  место  для  сомнения  относительно  этого   утверждения:   как международные товарные,  так  и  международные  финансовые  рынки  были  уже сильно интегрированы в конце  девятнадцатого  века,  и  не  совсем  понятно, какую экономическую разницу вносит сделка, совершаемая  через  компьютер  за секунду, по сравнению с часом  через  телеграф.  Тем  не  менее,  совершенно ясно, что благодаря эффектам  торговой  либерализации,  устранению  контроля над капиталом и финансовой  дерегуляции  международные  рынки  сейчас  более интегрированы, чем когда бы то ни было с начала 1930-х годов  –  наблюдение, которое может показаться зловещим.11


2.1 Типология финансовых кризисов и их происхождение
    Теперь, когда первое знакомство с понятием финансового кризиса и его последствиями совершилось, перейдем непосредственно к типам финансовых кризисов:
    Банковский кризис
    Банковским кризисом называют ситуацию, когда банк испытывает внезапный и массовый наплыв клиентов, желающих изъять депозитные вклады, в результате чего банк не может расплатиться со всеми вкладчиками.12
    Стоит пояснить, что в описанной ситуации нет элемента мошенничества со стороны банка: банковская система устроена так, что банки зарабатывают деньги путем выдачи кредитов за счет средств вкладчиков; понятно, что внезапное требование возврата средств не может быть выполнено банком без «помощи со стороны».
    Ситуацию, когда наплыв желающих изъять свои вклады клиентов испытывают одновременно многие банки, называют системным банковским кризисом.
    Понятно, что, если в случае кризиса банк (или несколько банков – при системном кризисе) не получит поддержку извне, возникает угроза банкротства самого банка. Также банк в условиях кризиса перестает выдавать кредиты, что резко сказывается на производителях товаров и услуг, которым кредиты нужны для нормального функционирования. Так банковский кризис распространяется по всей экономической системе.
    Примерами кризисов этого типа являются, например, банковские кризисы в Латинской Америке в 1980-х годах.
    Крахи рыночных пузырей
    Экономисты говорят, что финансовый актив проявляет пузырь, если его цена превышает приведенную стоимость будущих доходов от этого актива.13
    Другими словами, пузырь возникает, когда цена актива неоправданно высока по сравнению с доходами, которые принесет сам актив. Таким образом, это ситуация, когда люди слишком оптимистично оценивают перспективы того или иного актива.
    Ясно, что такая ситуация не может длиться вечно и рано или поздно пузырь лопается 1. В результате быстрого снижения стоимости активов их хозяева резко становятся беднее. То, что вчера стоило много, сегодня может не стоить ничего. Поскольку различные активы в развитой экономике часто используются как залог или гарантия для привлечения других кредитов, внезапная потеря средств влечет снижение рейтинга кредитоспособности или даже банкротство 2 хозяев обесценившихся активов. Понятно, что в случае массовых банкротств компании-кредиторы сегодняшних банкротов становятся кандидатами на банкротство завтра.
    Очень важно, что вследствие таких потрясений как непосредственно пострадавшие компании, так и их партнеры меняют свое поведение на более осторожное: новые инвестиционные проекты откладываются, наем сотрудников приостанавливается, а объемы производства снижаются. Все это может привести к «замедлению» экономики — стагнации.14
    Примеры пузырей: тюльпаномания в Голландии, пузырь на японском рынке недвижимости 1980-х, пузырь высокотехнологичных компаний (доткомов) в 2000 году, пузырь 2007 года на рынке ценных бумаг, связанных с ипотечными закладными в США и др.
    1. Следует отметить, что не все пузыри лопаются: иногда переоценка ожиданий и, соответственно, снижение цены могут происходить постепенно. В этих случаях говорят о «сдувании» пузыря.
    2. Так было в 2008 году, когда после краха пузыря на рынке активов, связанных с ипотечными обязательствами, обанкротились многие компании, которые держали такие активы у себя на счетах.15
    Валютный кризис
    Валютный кризис, или, как его еще называют, кризис внешнеторгового баланса, возникает, когда стоимость внутренней валюты резко меняется. Такие ситуации могут быть как результатом волюнтаристских действий правительств, так и последствиями так называемых спекулятивных атак.16
    Так, например, когда начинается активная продажа валютных активов иностранными (отток капитала) и внутренними инвесторами — курс начинает испытывать «давление». Такая ситуация усугубляется, если в стране принята система фиксированного курса: государству приходится выбирать между тратой значительного объема резервов на поддержку курса и резким изменением курса валюты для ослабления «давления». В итоге зачастую валюта резко меняет свою стоимость, что приводит к последствиям как для реального, так и финансового сектора.
    Примером валютного кризиса является резкая девальвация, произошедшая после суверенного дефолта в России в 1998 году.
    Суверенный дефолт
    Суверенным дефолтом является банкротство государства: ситуация, в которой государство признает, что не может расплатиться по своим обязательствам.
    Как и валютный кризис, суверенный дефолт может быть следствием как необдуманной экономической политики, так и потрясений экономики. В любом случае сразу после объявления суверенного дефолта государственные обязательства резко теряют в стоимости, начинается отток капитала, возникает угроза валютного кризиса.17
    Примером суверенного дефолта является кризис 1998 года в России.
    Кризис ликвидности
    Понятие кризиса ликвидности описывает одну из ситуаций:
    — Общее состояние взаимного недоверия в банковской системе, которое приводит к временному исчезновению кредитов.
    — Недостаток в наличных средствах, который испытывает конкретная компания.
    Иногда термин применяют как синоним понятия сокращения кредитования.
    Если говорить о кризисе ликвидности, который появляется в масштабах всей экономики, то он является в некотором смысле особым видом финансовых кризисов: чаще всего он возникает в качестве первого последствия других кризисов, например банковских кризисов или крахов спекулятивных пузырей.18
    Ситуация кризиса ликвидности наблюдалась, например, на американском рынке после краха в 2007 году пузыря бумаг, связанных с ипотечными закладными.
    Финансовым кризисом называют ситуацию резкого и существенного снижения стоимости финансовых активов или целых организаций. Сложность финансовой системы обуславливает наличие разных типов финансовых кризисов, среди которых выделяют банковские кризисы, крахи рыночных пузырей, валютные кризисы и суверенные дефолты, а также кризисы ликвидности. Из-за тесной связи финансовой системы с реальным сектором экономики финансовые кризисы быстро распространяются на сферу производства товаров и услуг и часто вызывают спад производства, рост безработицы и общее уменьшение благосостояния.19


ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА 1998 ГОДА
2.1  Экономическая ситуация в стране к 1998 г. и причины кризиса
    Накопление кризисного потенциала в российской экономике происходило постепенно и параллельно кажущейся стабилизации. Экономический кризис был фактически подготовлен рядом объективных и субъективных факторов:20
1. накоплением "отсроченной инфляции" в таких масштабах, которые экономика страны оказалась неспособна обслужить;
2. неоправданно низкой долей накопления, то есть государство жило не по средствам, "проедая" доходы будущих поколений;
3. чисто спекулятивным характером фондового рынка, не отражающим реального состояния экономики;
4. полным отсутствием какой-либо государственной программы экономического роста и развития промышленного производства;
5.  непродуманной фискальной политикой;
6. восточно-азиатским и мировым экономическим кризисом;
7. снижением валютных поступлений от продажи энергоносителей;
8. политическим кризисом, противостоянием думы и правительства;
9. личностным фактором в принятии решений в канун кризиса.
    Накопление "отсроченной инфляции" в таких масштабах, которые экономика страны оказалась неспособна обслужить.
    В начале 1995 года было принято политическое решение об изменении бюджетной политики: отказ от инфляционного финансирования (печатания денег) и поиск не инфляционного источника развития. В итоге все это вылилось в создание системы государственного заимствования на внутреннем и внешнем рынке (ГКО).21
    Борьба с инфляцией путем ограничения роста денежной массы привела к недостатку наличных денежных средств для обслуживания товарооборота: монеторизация экономики составила всего 10% против 70-75% ВВП, как во всех развитых странах. Снижение текущей инфляции компенсировалось за счет сокращения социальных расходов и роста "отсроченной инфляции" (девальвации, неплатежей, внутреннего и внешнего государственного долга и т.д.).
    Все это время баланс бюджетных расходов поддерживался за счет роста "отсроченной инфляции". Общий объем неплатежей в 1998 г. составил более 1,4 трлн. руб.22
    Государственный внешний долг, несмотря на относительно небольшую его величину и неплохую структуру, вследствие накопления краткосрочных валютных обязательств коммерческих банков (19 млрд. долл.), внешних займов субъектов Федерации, падения цен на нефть и газ, неблагоприятных внутренних условий стал представлять серьезную угрозу для финансовой системы страны.23
    Если в 1993 г. величина "отсроченной инфляции" составляла всего доли процента текущей, то в 1998 г. она уже в десять раз превышала текущую. По-видимому, в 1995-1996 гг. "отсроченная инфляция" вышла из-под государственного контроля и стала развиваться самопроизвольно.24
    Неоправданно низкая доля накопления, то есть государство жило не по средствам, "проедая" доходы будущих поколений.
    На протяжение ряда предкризисных лет траты государства превышали доходы. Неоправданные ожидания быстрого саморазвития экономики, на основе рыночных отношений, помощи экономически развитых стран, вызывали благодушное настроение у президента и правительства. Все это не способствовало принятию кардинальных и непопулярных решений по структурной перестройке экономики. В тоже время политическая нестабильность в обществе, нарастающее недовольство населения, заставляло правительство проводить популистскую политику, щедро обещать повышение зарплат, пенсий, социальных пособий. Сокращение государственных расходов в этих условиях не представлялось возможным. В результате нарастал разрыв между доходами и расходами государства, увеличивался дефицит бюджета, который погашался кредитами. Исторический шанс провести структурную перестройку экономики и общества был упущен.
    Чисто спекулятивный характер фондового рынка, не отражающий реального состояния экономики.
    Важной причиной финансового кризиса стало неоправданно быстрое увеличение государственного долга по ГКО - ОФЗ, достигшего за 4 года 436 млрд. рублей (на 1 июля 1998 года). Столь масштабное наращивание внутренних займов не может быть объяснено необходимостью неэмиссионного финансирования дефицита федерального бюджета, выдвигающегося обычно в качестве главного аргумента.25
    Следует заметить, что начиная с 1996 года главным источником образования дефицита федерального бюджета становятся сами расходы на обслуживание государственного долга, сумма которых приблизилась к величине дефицита и которые стали самой крупной статьей бюджетных расходов. Из этого следует, что объективной необходимости в столь масштабном наращивании ГКО - ОФЗ не было - оно было обусловлено главным образом потребностью в погашении ранее выпущенных обязательств.26
    Отсутствие государственной программы экономического роста и развития промышленного производства.
    Искусственно поддерживаемый курс рубля способствовал установлению неадекватного соотношения цен на экспортные и импортные товары. Цены на экспорт оказались завышены, что сокращало поступление валюты в страну, а цены на импорт, наоборот, занижены, что подрывало конкурентоспособность отечественных товаров. В результате до 60% продовольственного рынка обеспечивается за счет импорта. Большинство видов промышленной и сельскохозяйственной продукции просто невыгодно стало производить.27
    В подобных условиях могли развиваться лишь экспортно-ориентированные сырьевые отрасли промышленности и теневые предприятия малого и среднего бизнеса, тогда как российская индустрия в целом, особенно наукоемкие отрасли промышленности, была обречена на вымирание.
    Финансовые средства оказались оторванными от реального сектора экономики и вращались либо в рамках рынка ГКО-ОФЗ, либо в замкнутых цепочках сырьевых экспортеров.
    Объемы инвестиций продолжали снижаться опережающими темпами несмотря на некоторую стабилизацию промышленного производства. За восемь лет капиталовложения в экономику страны сократились почти в пять раз. Все это свидетельствует с том, что у государства не было сколько-нибудь просчитанной политики экономического роста.28
    Непродуманная фискальная политика.
    В России рост "отсроченной инфляции" происходил на фоне постоянного повышения реальных ставок налогов и снижения объемов их собираемости. Вследствие данной фискальной политики все большее количество предприятий уходило в теневую экономику. Объективно происходило сужение налогооблагаемой базы.
    Активно работали "обналичивающие фирмы", только в 1997 г. они вынуждены были перейти на нелегальное положение, однако стоимость данных услуг практически не возросла. До 40% экономики функционировало в теневом секторе. Вывоз капитала за границу достигал 10-12 млрд. долларов ежегодно.
    Налоги стали собираться хуже. Попытка дать Госналогслужбе повышенное задание на 1997 год (до 15% ВВП) – была явной ошибкой. Не было понимания важности организационно-технической работы в этом ведомстве. Не было и реалистичной оценки возможностей улучшения сбора налогов.
    Восточно-азиатский и мировой экономический кризис.
    Роль "азиатского", а в действительности, как это стало ясно сегодня, мирового финансового кризиса, его влияние на Россию нельзя недооценивать. Если бы мы не впустили нерезидентов на рынок ГКО, то влияние мирового кризиса на нашу экономику было бы намного меньше.29
    И, тем не менее, наш кризис можно понять лишь как часть мирового финансового кризиса: Чехия, Малайзия, Таиланд, Южная Корея, Япония, Индонезия, Россия, Бразилия. Во всех этих странах картина кризиса одинакова:30
o резкое обесценивание национальной валюты;
    
o банковский кризис;
    
o падение капитализации фондового рынка;
    
o спад производства.
    
    Характерно, что удары кризиса обрушились на развивающиеся страны, структура экономики которых страдает существенными ограничениями свободы конкуренции в пользу привилегированных агентов на основе связи власти с крупным капиталом, где велико вмешательство государства в экономику в интересах определенных групп. Итог - резкое сокращение потоков капиталов на эти рынки, кризис доверия. По оценкам экспертов МВФ, чистый приток капитала на развивающиеся рынки, включая страны с переходной экономикой, снизился с 215 млрд. долл. в 1996 г. до 123,5 млрд. в 1997 г. и до 56,7 млрд. долл. в 1998 г. Произошло общее снижение уровня доверия к развивающимся рынкам, в том числе российскому. Процентные ставки пошли вверх.31
    Снижением валютных поступлений от продажи энергоносителей.
    Экономика России всегда была тесно связано с экспортом энергоносителей. Формирование бюджета, обслуживание внешнего долга напрямую связано с поступлением валюты от продажи нефти и газа. В 1998 году цена за баррель нефти снизилась до 10 долларов США, экспорт нефти стал убыточным, поскольку цена упала ниже себестоимости добычи нефти в Сибири. Отсутствие притока “нефтедолларов” объективно снизило возможности правительства по обслуживанию внутреннего и внешнего долга.
    
    “ Подобное случалось и в советские времена: Крах “брежневского процветания”, а затем и СССР в значительной мере был связан с аномально высокими ценами на нефть. Они были в 3 раза выше, чем перед войной в Ираке. Именно в это время мы соревновались с США по военным расходам, мечтали о повороте рек, экспортировали “советскую власть” в Афганистан. А потом, когда в середине 80-х цены опустились, оказалось, что нечем кормить население” (Е.Т.Гайдар, “Аргументы и факты” №17, 2003,стр.4).32
    Политический кризис, противостояние думы и правительства.
    Противостояние “левой” государственной думы и “правого” правительства, поддерживаемого президентом, ускорило развитие кризисной ситуации и усугубило последствия кризиса. Привлечение Б.Н.Ельцином в правительство “молодых реформаторов”: А.Б.Чубайса, Б.Е.Немцова и других, и последующая замена В.С.Черномырдина на С.В.Кириенко, было попыткой административными мерами переломить нарастающую кризисную ситуацию. К сожалению, у реформаторов не хватило экономического и политического ресурса для предотвращения кризиса. “Левая” дума последовательно и принципиально “торпедировала” все законопроекты по структурной реформе экономики, налогообложению, сокращению государственных расходов...33
    Необходимо отметить, что роль государственной думы нельзя оценивать, как однозначно деструктивную, а роль правительства - всегда положительно.
    Так, в феврале 1998 года Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона “О чрезвычайных фискальных, институциональных и законодательных мерах по преодолению бюджетного кризиса”, в котором, в частности, имелась статья следующего содержания: “Поручить Правительству Российской Федерации в срок до 1 марта 1998 года провести реструктуризацию внутреннего долга по состоянию на 30 сентября 1997 года (в том числе по государственным краткосрочным обязательствам…, а также по индексации вкладов населения в Сберегательном банке Российской Федерации…) с конвертацией государственных обязательств по этой задолженности в купонные облигации государственного займа сроком погашения 10 лет и с гарантированным доходом в размере 4 процентов годовых в реальном исчислении (сверх темпа инфляции)”.34
    Дальнейшее прохождение этого законопроекта было заблокировано Правительством и ЦБ РФ, которые направили в Государственную Думу отрицательные заключения и просили отказаться от его принятия, мотивируя это отсутствием необходимости реструктуризации государственных обязательств и способностью Правительства РФ обеспечить их своевременное обслуживание, постепенно удлиняя при этом сроки заимствований, и таким образом выйти из долгового кризиса, не прибегая к принудительной реструктуризации задолженности по ГКО - ОФЗ.35
    Разногласия между правительством и думой привели в частности, к задержке выделения транша МВФ весной 1998 года, в тот момент, когда он еще мог оказать стабилизирующий эффект.
    Личностный фактор принятия решений в канун кризиса.
    О неизбежности краха финансовой “пирамиды” ГКО - ОФЗ специалисты предупреждали с момента ее зарождения в 1994 - 1995 годах. В 1996 году, когда облигации государственного долга стали размещаться более чем под 100 процентов годовых в реальном выражении, неизбежность надвигающегося краха стала очевидной. С середины 1997 года, когда ежемесячные расходы на обслуживание государственного долга более чем вдвое превышали все налоговые доходы федерального бюджета, уже не только ученые, но и политики стали предупреждать об угрозе финансового краха.36
    Об этом говорилось, в частности, на двадцать первом заседании Совета Федерации, в котором содержался детальный анализ нарастающих трудностей в обслуживании государственного долга в июне 1997 года. На “круглом столе”, проведенном Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с участием Председателя Центрального банка Российской Федерации и других ответственных руководителей по проблемам финансовой стабилизации в феврале 1998 года, были даны рекомендации по реструктуризации внутреннего долга, осуществление которых позволило бы предотвратить банкротство государства.
    В марте 1998 года до сведения ответственных руководителей Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации был доведен обстоятельный доклад “О саморазрушении финансовой системы”, подготовленный Российским торгово-финансовым союзом, в котором содержался детальный анализ нарастающих трудностей в обслуживании “пирамиды” ГКО - ОФЗ и обосновывался точный прогноз ее саморазрушения с соответствующими последствиями. Правительство Российской Федерации, и Центральный банк Российской Федерации отказались от реализации рекомендаций по реструктуризации, находящихся в собственности последнего, государственных обязательств, мотивируя это имевшимися будто бы возможностями обслуживания государственного внутреннего долга и отсутствием угрозы неплатежеспособности государства.37
    В июне 1998 года на Петербургском экономическом форуме состоялось подробное обсуждение нарастающих сложностей в обслуживании ГКО - ОФЗ, в результате которого были обоснованы и направлены руководителям Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации рекомендации о проведении реструктуризации части пакета ГКО - ОФЗ, находившегося в распоряжении Центрального банка Российской Федерации.
    До самого последнего момента правительство игнорировало все предупреждения о надвигающейся катастрофе, проводило “страусиную” политику, не предпринимая никаких шагов, тем самым не исполняло своих государственных обязанностей.38 Так продолжалось до того момента, пока не осталось средств на счетах правительства и ЦБ для выполнения текущих платежей. С этого момента правительство развернуло активную деятельность, принимая непродуманные, неадекватные решения, явно превышая свои полномочия.
    Позже, созданная в соответствии с постановлением Совета Федерации “Временная комиссия” по расследованию причин, обстоятельств и последствий принятия решений Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 17 августа 1998 года установила следующее: Решения от 17 августа принимались С.В.Кириенко и С.К.Дубининым от имени соответственно Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации при участии Министра финансов Российской Федерации М.М.Задорнова и первого заместителя Председателя Центрального банка Российской Федерации С.В.Алексашенко, а также А.Б.Чубайса и Е.Т.Гайдара, приглашенных в качестве экспер.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%